Медицинская деятельность преподавателей кафедры осуществляется по различным направлениям и значительно отличается от таковой в сравнении с другими клиническими кафедрами. Это обусловлено прежде всего спецификой объектов практической деятельности судебного медика, среди которых есть такие, с которыми не работают врачи других специальностей (вещественные доказательства, материалы уголовных и гражданских дел). Даже такой объект как труп лишь по названию схож с объектом исследования патологоанатомов, т.к. в соответствии с процессуальным законодательством лишь в компетенцию судебного медика входит исследование трупов в случаях убийств, смерти от транспортной травмы, несчастных случаев и т.п.
Кроме того, специфичность лечебно-консультативной работы преподавателей кафедры обусловлена еще и тем, что судебные медики в своей практической деятельности решают вопросы медицинского и биологического характера, возникающие у правоохранительных органов (прокуратура, суд, милиция и др.) в процессе расследования уголовных дел или рассмотрения гражданских дел. Т.Е. опять же решаются те вопросы, с которыми не встречаются врачи других специальностей.
Основные направления медицинской деятельности:
- производство экспертиз трупов в процессе проведения практических занятий со студентами;
- производство экспертиз живых лиц также в процессе проведения практических занятий;
- выполнение сложных повторных экспертиз по поручению правоохранительных органов;
- участие в судебных заседаниях;
- участие в следственных экспериментах;
- чтение лекций для экспертов-стажеров и для экспертов, повышающих свою квалификацию на тематических курсах, а также проведение с ними практических занятий по важнейшим разделам судебной медицины;
- участие в работе комиссий по приему зачетов и экзаменов у экспертов-стажеров;
- консультативная помощь практическим экспертам, работникам судебно-следственных органов и врачам иных специальностей.
Большая практическая работа заключается в проведении сложных повторных экспертиз по поручениям правоохранительных органов. В основном речь идет о дефектах оказания медицинской помощи (так называемые «врачебные дела») или же о сложных случаях травм (падение с высоты, транспортная травма). Подобные экспертизы требуют многих дней работы, изучения большого количества специальной литературы и выполнения преподавателями кафедры вне учебного процесса. В ряде случаев производство таких экспертиз сопряжено с проведением следственных экспериментов, в которых преподаватели кафедры принимают активное участие.
Существенную помощь практической судебной медицине преподаватели кафедры оказывают за счет консультативной работы. Это осуществляется путем их регулярного участия в экспертных совещаниях по разбору сложных и повторных экспертиз.
Таким образом, объем медицинской деятельности, осуществляемый преподавателями, достаточно велик, несмотря на небольшой штат кафедры.